Доступная среда.


Каждый ребенок, независимо от своих физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических и иных особенностей, имеет право на получение общего образования. Чтобы дети-инвалиды могли это право реализовать, для них должна быть создана доступная среда в школе.

Инклюзивное обучение - это обучение (воспитание) в совместной образовательной среде детей с ограниченными возможностями здоровья (дети с задержкой психического развития, с тяжелыми формами нарушения речи, дети-инвалиды и т.д)  и детей, не имеющих таких ограничений, посредством обеспечения детям с ограниченными возможностями здоровья специальных условий обучения/воспитания и социальной адаптации, не снижающих в целом уровень образования для детей, не имеющих таковых ограничений в классе.

Инклюзивное обучение в образовательных учреждениях является приоритетным по сравнению с обучением в специальном образовательном учреждении. Обучение ребенка с ограниченными возможностями здоровья без интеграции (на домашнем обучении или в специальном образовательном учреждении) может быть предложено лишь при невозможности создания специальных условий для интеграции или при выборе родителями (законными представителями) иных форм организации образовательного процесса. Интегрированное обучение в системе общего образования может осуществляться во всех образовательных учреждениях образовательной системы, если имеется возможность.

 Доступная среда для людей с ограниченными возможностями

Паспорт доступности (ОСИ)

Дорожная карта (ОСИ)

Информация о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в том числе:

1) о специально оборудованных учебных кабинетах условия отсутствуют;

2) об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья условия отсутствуют;

3) о библиотеке(ах), приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья условия отсутствуют;

4) об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья условия отсутствуют;

5) о средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья условия отсутствуют;

6) об обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации

 Главный вход в здание МОУ «ООШ с.Медяниково Воскресенского района Саратовской области» обеспечивает  беспрепятственный вход(пандус) в здание образовательной организации, кроме того оснащен доской "Брайля" и  контактные полосы  для направления движения в здании для  слабовидящих.  

7) о специальных условиях питания условия отсутствуют;

8) о специальных условиях охраны здоровья условия отсутствуют;

9) о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования -условия отсутствуют;

10) о наличии условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат условия отсутствуют, так как отсутствует общежитие, интернат; 

11) о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья условия отсутствуют, так как отсутствует общежитие, интернат 

12) Доля специалистов МОУ «МОУ ООШ с.Медяниково », прошедших повышение квалификации по вопросам организации интегрированного образования детей-инвалидов – 50 %.

13) Инвалиды и дети с ОВЗ, имеют равный доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным системам.

 Особые условия созданы для пользования сайтом школы: он адаптирован к особым потребностям инвалидов по зрению (слабовидящих детей).

Государственная программа "Доступная среда"  направлена на создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих интеграции инвалидов в общество и повышению уровня их жизни.

 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

1. «Всеобщая Декларация прав человека» - принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года
2. «Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования» - Принята 14 декабря 1960 года Генеральной конференцией Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки в культуры (ЮНЕСКО)
3. «Декларация Генеральной Ассамблеей ООН о правах умственно отсталых лиц» - принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1971 г.
4. «Декларация ООН о правах инвалидов» - провозглашена резолюцией 3447 (XXX) Генеральной Ассамблеи от 9 декабря 1975 года
5. «Всемирная программа действий в отношении инвалидов» - Принята резолюцией 37/52 Генеральной Ассамблеи ООН от 3 декабря 1982 года 
6. «Конвенция ООН о правах ребенка» - Принята резолюцией 45/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г., ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 г.
7. «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов» - приняты резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеи от 20 декабря 1993 года
8. «Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями» , Саламанка, Испания, 7-10 июня 1994 г.
9. «Конвенция о правах инвалидов» - принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года 
10. «Рекомендация №R (92) 6 Комитета министров государствам-членам о последовательной политике в отношении инвалидов» - принята Комитетом министров Совета Европы 9 апреля 1992 года
11. «Осуществление Всемирной программы действий в отношении инвалидов: достижение провозглашенных в Декларации тысячелетия целей в области развития, касающихся инвалидов - принята резолюцией Генеральной Ассамблеей ООН № 62/127 от 18.12.2007

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

1. «Об образовании в Российской Федерации» - Закон Российской федерации от 29 декабря 2012 года. 
2. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» - Закон Рассийской Федерации от 2.07.2013 № 185-ФЗ.
3. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» - Закон Российской федерации от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ (с дополнениями и изменениями) 
4. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» - Закон Российской Федерации, Принят Государственной Думой 3 июля 1998 года и одобрен Советом Федерации 9 июля 1998 года, (с изменениями от 20 июля 2000 г., 22 августа, 21 декабря 2004 г., 26, 30 июня 2007 г.)
5. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (Утверждена Президент Российской Д.Медведевым 04 февраля 2010 года, Пр-271)
6.  «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» - Федеральный закон Российской Федерации от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ
7.  «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» - Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599
8. "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» - Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА

ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ДОКУМЕНТЫ:

1. «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» - Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 года № 1662-р
2. «О плане первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 г. № 1916-р, 
3. «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы» - Распоряжение Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. N 163-р
4. «О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2015 годы» - Постановление Правительства РФ от 17 марта 2011 г. №175

ВЕДОМСТВЕННЫЕ ДОКУМЕНТЫ:

1.      «Положение о психолого-медико-педагогической комиссии» -  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. N 1082 г. 
2.      "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования" - Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1014.
3.      "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего  и среднего общего образования» - Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015 
4.      «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения) - Письмо Министерства образования Российской Федерации    от 27.03.2000 № 27/901-6)
5.      «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами – Письмо Министерства образования и науки РФ  от 18.04.2008 № АФ-150/06
6.      «Об утверждении Единого квалификационного справочника руоводителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»  - Приказ Минздравсоцразвития      России № 593 от 14 августа 2009 г. 
7.      «Об утверждении и введении в действие федерального  государственного  образовательного стандарта начального общего образования» - Приказ Министерства образования инауки РФ от 6 октября 2009 года № 373

РЕГИОНАЛЬНАЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА

 

 

УСЛОВИЯ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

В качестве основной цели  в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья в ГБОУ  СОШ  с. Надеждино   рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей.

Задачи:

  • обеспечение условий для реализации прав учащихся с ОВЗ на получение бесплатного образования;
  • организация качественной коррекционно-реабилитационной работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья;
  • сохранение и укрепление здоровья учащихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;
  • создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей  учащихся с ОВЗ;
  • совершенствование системы кадрового обеспечения.

ФГОС для детей с ОВЗ

Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей

Ребенок, каким бы он ни был - прежде всего, уникальная личность. И, несмотря на особенности развития, он имеет равные с другими детьми права. На Западе идеи инклюзивного образования появились, и стали активно развиваться в конце 60-х годов ХХ века. В нашей стране внедрению инклюзивного образования способствовали демократические преобразования начала 90-х годов.

Первый термин, принятый в России для обозначения идеи включения детей с особенностями развития в сообщество обычных сверстников, был "интеграция". В последние годы в работах зарубежных ученых термин "интеграция" стал применяться для обозначения попыток механистического объединения детей, без учета всей специфики сопровождения этого процесса. Сейчас все чаще стали употреблять термин "инклюзия".

Инклюзивное образование дает возможность всем детям с особенностями развития в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни. Включающее образование обладает ресурсами, направленными на стимуляцию равноправия обучающихся и их участия во всех аспектах жизни коллектива, а также направлено на развитие у вех детей способностей, необходимых для общения.

               Инклюзивное образование базируется на восьми принципах:

  • Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
  • Каждый человек способен чувствовать и думать.
  • Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
  • Все люди нуждаются друг в друге.
  • Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
  • Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
  • Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.

В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 2 декабря 2015 г. № 1399 «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») Министерства образования и науки Российской Федерации по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования»  на сайте размещена  информация  о готовности к введению ФГОС для обучающихся с ОВЗ и умственной отсталостью.

Вход в здание оснащен пандусом, позволяющим свободно попасть в здание людям с ограниченными возможностями здоровья. Дети с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды обеспечены доступом к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, питанию в столовой, занятиям в спортивном зале. Дети с ОВЗ имеют возможность беспрепятственно посещать любой учебный кабинет школы, библиотеку и кабинет личной гигиены.